ХАДИС

قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ غَدَا إِلَى الْمَسْجِدِ لَا يُرِيدُ إِلَّا أَنْ يَتَعَلَّمَ خَيْرًا أَوْ يُعَلِّمَهُ كَانَ لَهُ كَأَجْرِ حَاجٍّ تَامٍّ حَجُّهُ. طب

 Посланник Аллаха (с.а.в.) говорил: «Кто придет в мечеть ради того, чтобы обучиться самому или научить кого-то чему-то благому, тому уготована награда как за совершение паломничества».

(Табарани, Муджамуль-Кабир)

ИМАМ АХМАД БИН ХАНБАЛЬ И ЕГО
РВЕНИЕ К ЗНАНИЯМ

Имам Ахмад бин Ханбаль с раннего возраста проявлял тягу к знаниям. Он использовал любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Он никогда не проводил время впустую. Он пешком преодолел расстояние до Тарсуса и Йемена, чтобы поучиться у алимов, которые там проживали. Однажды его спросили: «Вы уже достигли больших высот в знаниях и стали одним из высокочтимых духовных лидеров мусульман – имамов. Но вы до сих пор продолжаете учиться и записывать все новые хадисы. Как долго вы еще будете так продолжать?», он ответил: «Пока не окажусь на кладбище».
Один богослов из числа его современников рассказывал: «Как-то раз Ахмад бин Ханбаль навестил нас в Куфе. В одной руке он держал сумку, в другой книги. Я сказал ему: «Ты то в Куфу приезжаешь, то в Басру, до коле ты будешь так продолжать? Неужто человеку, записавшему тридцать тысяч изречений Пророка, этого будет недостаточно?». Он промолчал. Я сказал: «Шестьдесят тысяч хадисов?», он вновь ничего не ответил. Я сказал: «Сто тысяч», и тут он ответил: «Вот тогда он может считаться тем, кто чему-то научился». Затем мы узнали, что он записал порядка трехсот тысяч хадисов.
Однажды в Мекке у него украли вещи, когда он учился, находясь в пределах Заповедной мечети. Когда вещи были найдены, он спросил только о сохранности своих тетрадей, в которые записывал хадисы, и успокоился только когда нашел их. И совсем не поинтересовался о других вещах. Он смог жениться только к 40 годам по причине постоянной занятости и обучения.
Наряду с этим Имам Ахмад был крупным муфассиром – толкователем хадисов. Его сборник толкований состоял порядка из ста двадцати тысяч хадисов. За это его прозвали «Устадуль-муфассирин» — магистр толкователей.
Хадисы, вошедшие в его фундаментальный труд «Аль-Муснад», были избраны из семи сотен тысяч хадисов.
Его учитель Имам Шафии сказал о нем: «Ахмад бин Ханбаль имам в восьми вещах: в Хадисоведении; в фикхе; знании Корана; знании языка, в факре (довольствовании малым); зухде (аскетизме); вара (богобоязненность); тасаввуфе и следовании сунне».
Да помилует его Аллах.