Вера во Всевышнего Аллаха

Самой ценной и обязательной для каждого человека наукой является наука о Единобожии (тавхид), посредством которой осуществляется познание Всевышнего Аллаха через присущие Ему атрибуты (сыфаты).

Мы должны быть глубоко убеждены в том, что Всевышний Аллах существует, и нет ничего достойного поклонения, кроме Него. Он один, и нет для Него сотоварищей. Ни в Его сущности (зат), ни в качествах (сыфатах), ни в деяниях нет ничего и никого подобного Ему. Он един, и для Него нет пары; Он вечен, и нет для Него ни начала, ни конца, Он существовал всегда и будет существовать вечно, Он всегда управлял и будет управлять всем созданным Им в идеальном порядке. Он живой и не умирает. Слышит и видит всё сущее. Он разговаривает, и Его увидят правоверные на том свете. По Его воле происходит всё хорошее и плохое, однако Он не доволен, когда рабы Его совершают зло. Он всезнающий и всемогущий.

Всевышний не является каким-либо материальным телом, имеющим форму, величину и занимающим место в пространстве – Он пречист от всего этого. Он не состоит из каких-либо частей или частиц. То есть Творец не похож ни на одно из Своих творений. К Нему не применимы пространственные и временные ограничения. В Его власти находится и пространство, и время, и вся Вселенная, Он является Создателем всего сущего, в том числе времени и пространства. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться такими пространственными ориентирами, как верх, низ, правая и левая стороны, впереди, сзади и т. д. Бессмыслен вопрос «где Аллах?», ибо само слово «где» указывает на какое-то определённое место в пространстве, что противоречит Сущности Всевышнего. Утверждение, что Аллах находится на небесах или на Арше, или что Он везде, делает Его похожим на Его творения. Он находится в Своём величии. Всевышнему Аллаху не присущи ни динамика, ни статика, Он чист от этих и других несовершенных качеств, уподобляющих Всевышнего Его созданиям и не достойных Его. Кто бы и в каком бы образе ни пытался представить Аллаха, Он абсолютно не похож на этот образ. Он Един в сущности, в качествах и в делах.

На вопрос, как же верить в Аллаха, если нельзя Его представить и сопоставить с творениями?, ученые советуют изучить необходимые атрибуты Всевышнего Аллаха и научится верить в Него правильно.

Каждый мусульманин обязан знать хотя бы следующие Сыфаты Аллаха и понимать их смысл.

Аль-Вуджуд-Существование Аллаха

Это основной атрибут Аллаха и он означает, что Всевышний Аллах живой и существующий.

Доказательством существования Аллаха является существование Его творений – Вселенной со всеми галактиками, звездами и планетами (в том числе Земля и Солнце), растительного и животного мира (в том числе и людей). Окружающая нас природа существует по многочисленным строгим законам Творца, каждый из которых гармонирует со всеми остальными, образуя единую систему.

В природе насчитывается более двух миллионов живых организмов, не считая микроорганизмов. И каждый из этих видов живет своей жизнью и выполняет ту функцию, для которой он  был создан.

Вся гармоничность этого мира уже доказывает, что Всевышний Аллах существует и правит всем этим.

Даже если предположить, что Аллаха нет, как считают атеисты, то кто же тогда правит всем этим и сохраняет такой безупречный порядок во вселенной?

Если кто то считает, что Аллаха нет, то он впадает в неверие (куфр).

Атрибуты «Субути»

Кудра (Всемогущество)

Мусульманин должен знать и быть убежденным в том, что нет ничего, что было бы невозможным для Всевышнего Аллаха. Он всемогущ во всем. Ему достаточно сказать: «Будь!», и Он способен сотворить все, что пожелает.

Однажды шайтан спросил пророка Идриса (мир ему): «Может ли Аллах вместить в ореховую скорлупу весь мир?». Идрис (мир ему) в ответ ткнул ему в глаз иглой, которую держал в руке, и сказал: «Если будет на то воля Божья, Он и в это игольное ушко может поместить весь мир». В данном случае у нас даже и на мгновение не должен возникать вопрос, каким образом целый мир может уместиться в ушке иглы. Подобное будет означать сомнение во всемогуществе Аллаха. Если Всевышнему будет угодно, то Он увеличит игольное ушко настолько, что в него поместится весь этот мир или же уменьшит мир так, что он вместится в ушко иглы. Мусульманин должен быть твердо убежден во всемогуществе Всевышнего Аллаха.

Ирада (Воля)

Каждый мусульманин должен знать, что без воли Аллаха не происходит ничего. Все в этом мире происходит по Его воле.

Когда мы принимаем аспирин при головной боли, то мы должны уповать только на волю Аллаха и ждать исцеления от Него, а не от таблетки. Когда мы принимаем пищу, то чувство сытости приходит к нам именно от Аллаха, а не от еды. Когда мы режем что то ножом, то острота этого ножа исходит тоже от Аллаха.

Например, когда пророк Ибрахим (мир ему), разгневавшись на нож, который не подчинялся ему и не резал плоть его сына Исмаила, бросил его на землю, то нож заговорил: «О, Посланник Аллаха! Почему ты гневаешься на меня?». Ибрахим (мир ему) ответил: «Как же на тебя не гневаться? Сколько раз я проводил тобой по горлу моего сына, почему же ты не резал его?». Тут нож напомнил Ибрахиму (мир ему): «Когда царь Намруд бросил тебя в огонь, почему же он не спалил тебя?». «Потому, что Всевышний приказал огню не жечь меня», – ответил Ибрахим (мир ему). «Так вот, – сказал нож, – если Всевышний тогда только один раз приказал огню не жечь тебя, то мне Он приказал семь раз не резать плоть Исмаила».

Другой случай произошел с пророком Мусой (мир ему). Однажды, когда у него болел зуб, и он не знал, как вылечить его, ему было ниспослано откровение, что на некой горе растет трава. Если подержать ее во рту, она и станет лекарством от зубной боли. Он отправился на эту гору, нашел ту траву, сорвал ее и подержал во рту. Боль прошла. Муса (мир ему) был доволен, что наконец-то нашел лекарство от зубной боли. Через некоторое время у него вновь заболел тот же зуб. Муса (мир ему) вернулся на гору и опять подержал во рту эту траву, однако на этот раз она ничуть не помогла.

Он был очень удивлен. Тогда Всевышний обратился к нему: «О, Муса, только по Моей воле и разрешению Моему та трава может стать лечебной. Если нет на то воли Моей, она не принесет пользы».

Хаят (Жизнесущность)

Мусульманин должен быть уверен в том, что Всевышний Аллах вечно живой, что у Него нет ни начала, ни конца, Ему не свойственны ни молодость, ни старость. Время не меняет Его, и для Него время не меняется. Все атрибуты Аллаха, как и Он Сам, не имеют ни начала, ни конца. Никто не может Его убить или как то навредить.

‘Ильм (Знание)

Необходимо быть убежденным в том, что Аллах всезнающ. Ему изначально известно все о каждом творении еще до его создания и то, что с ним будет после его сотворения. Нет ничего, о чем бы не ведал Всевышний Аллах. Для того чтобы знать всё, Всевышнему не приходится изучать и познавать это. Он знает абсолютно всё и это знание не иссякнет. Аллах ничего не забывает и не упускает.

Калям (Речь)

Необходимо знать, что Аллаху присуще такое качество, как речь, но речь Аллаха не такая, как у Его творений, она не передается посредством звуков и букв. Если такие Священные Писания, как Евангелие (Инджиль), Тора (Таврат), Псалтырь (Забур), Коран и другие представить речью Самого Аллаха, то они являются безначальной речью, без букв и без звуков. Если же их рассматривать как ниспосланные пророкам на разных языках посредством озвучивания, то они будут сотворенными. Иными словами, речь Всевышнего Аллаха является несотворенной и безначальной, и она не похожа на речь Его творений.

Сам‘ (Всеслышание)

К атрибутам, присущим Всевышнему Аллаху, относится также слышание. Создатель слышит даже то, как муравей ползет по камню.

Басар (Всевидение)

Видение также является атрибутом Аллаха. Нет ничего в сотворенном Им, чего бы Он не видел. При этом слышание и видение Аллаха не осуществляются через уши и глаза, подобно Его творениям, ибо Всевышний не похож на нас. Вышеназванные оба атрибута объясняют то, что знание (‘ильм) Аллаха охватывает все и вся.

Материалы;

Акыдату-Тахавия. Имам Абу Джафар ат-Тахави

Акыдату-Насафия. Имам Насафи

Шархуль Аль Васыя. Имам Бабарти.