Страниц: << < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 > >>

Второй исторический фестиваль в Спасском районе РТ — «Великий Болгар-2015» — пройдет с участием российских клубов исторической реконструкции. Планируется проведение показательных средневековых исторических боев, в которых примут участие 150 человек из 30 городов России. Также пройдут мастер-классы, где можно будет постигнуть азы национальных ремесел, научиться танцам, которые были популярны в XIV - XV веках, приобрести сувениры на ярмарке и стать свидетелями огненного шоу.

Как известно, в середине марта в Госдуму был внесен законопроект об исламском банкинге, устраняющий препятствия для внедрения его в России. Соответствующие изменения, если документ примут, будут внесены в закон «О банках и банковской деятельности». 

Сегодня исламский банкинг привлек к себе повышенное внимание инвесторов. Что же он собой представляет и чем отличается от традиционных финансовых инструментов, существующих в банковской системе?

Шариат накладывает запрет на ссудный процент, спекулятивный доход, информационную асимметрия, чреватую непредвиденным риском. Так что концепция исламского банкинга держится на двух китах "религиозной этике и экономическом здравомыслии.

Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Каким образом?

Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот в свою очередь с вкладчиком.

Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полностью выводится основа господствующей банковской системы – ссудный процент. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды.

Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложенными в экономику, создали реальную добавленную стоимость.

Поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации – процентные бумаги. Взамен традиционных банковских и инвестиционных продуктов в исламском мире существует целый ряд своих специфических форм.

«Мушарака» – совместная реализация проекта силами банка и предпринимателя. В рамках этой операции банк кредитует определенный проект. Фактически речь идет о специфическом виде проектного финансирования. Корни этих операций уходят в караванную торговлю, когда одни купцы предоставляли товар, другие доставляли его до места назначения и продавали.

При мушараке банк осуществляет финансирование, не связанное с взиманием определенного процента, а участвует в полученной прибыли. Распределение прибыли осуществляется следующим образом: определенная доля выделяется партнеру в оплату за его труд, управленческий опыт или иное участие в сделке или проекте. Оставшаяся часть распределяется между партнером и банком, предоставившим финансирование, в соотношении, пропорциональном вкладу каждого участника, в совокупные расходы по проекту. При убытках потери распределяются пропорционально участию в финансировании.

«Мудараба» – договор, согласно которому клиент банка передает деньги банку для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности. Прибыль, полученная в ходе реализации проекта, делится в оговоренной пропорции. Эта операция представляет собой аналог пассивной банковской операции – привлечения денег. Исламская уникальность в том, что клиент знает, куда идут его деньги. Банк не может вкладывать деньги в некоторые запрещенные виды деятельности: производство и продажу алкоголя, организацию игорных домов и домов терпимости. Также мудараба исключает получение процентов в чистом виде.

«Мурабаха» – финансирование коммерческих операций, разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, которая включает в себя оговоренную в договоре наценку. Эта наценка и становится доходом банка.

К другим операциям, характерным только для исламского банкинга, относятся:

  • «иджар» – долгосрочная аренда, аналог лизинговой операции;

  • «салям» – авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе, схожее с договором контрактации;

  • «иджар ва-иктина» – соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, сооружения производственного назначения;

  • «закат» – обязательный налог (2,5%), в соответствии с Кораном взимаемый с имущества состоятельных мусульман и направляемый на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ;

  • «кард-аль-хасан» – беспроцентная ссуда. Банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненно важных объектов);

  • «бей-би-силаа» – форвардная сделка, при которой покупатель платит частично авансом за товары.

Особого внимания заслуживают так называемые «сукуки» (беспроцентные исламские облигации), выпускаемые под определенный материальный актив, где эмитент рассматривается в качестве долевого собственника данного актива. Доходность сукуков зависит от прибыли на базовый актив, а эмитент дает инвестору безотзывное право выкупа актива по фиксированной стоимости. Преимущество данного вида облигаций заключается также в низкой волатильности и тенденции инвесторов удерживать эти бумаги до наступления срока погашения.

В Татарстане очень активно поддерживается идея развития исламского банкинга. В начале августа Врио президента РТ Рустам Минниханов встретился с заместителем председателя Банка России Владимиром Чистюхиным. Участники встречи обсудили вопросы развития банковской системы в целом, реализации антикризисных программ на банковском рынке, а также возможности исламского банкинга и другие вопросы.

Напомним, что Правительство Татарстана и российско-малайзийский консорциум в апреле подписали соглашение о разработке технико-экономического обоснования для реализации исламского банка в РТ. Он станет пилотным проектом для распространения исламских финансов на территории РФ

 

 

Сегодня президент России Владимир Путин поздравил мусульман с праздником Ураза-байрам. В поздравлении, в частности, говорится: «Завершая священное время поста — месяца Рамадан, праздник разговения несет глубокий духовный смысл, радость укрепления веры, обретения нового бесценного опыта, нравственного очищения, самосовершенствования. Традиционно его принято отмечать не только богатым и щедрым застольем, но и проявлением внимания, сострадания к тем, кто нуждается в поддержке.

Важно, что мусульманские организации активно участвуют в жизни России. Неустанно развивается их взаимодействие с государственными и общественными структурами, большое внимание уделяется благотворительным, образовательным, просветительским инициативам. Большого уважения заслуживает и принципиальная позиция мусульманского духовенства, которое твердо противостоит попыткам разного рода экстремистов извратить ценности ислама, посеять семена вражды и нетерпимости. Такая плодотворная, многогранная деятельность способствует укреплению дружбы и взаимопонимания между людьми, сохранению гражданского мира и согласия в стране».

Член Общественной палаты, председатель комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Елена Сутормина направила обращение секретарю Совета безопасности РФ Николаю Патрушеву с предложением составить рейтинг российских регионов, где агитаторы ИГИЛ работают успешнее всего. В ОП считают, что нужно применять данные о числе завербованных для оценки эффективности работы губернаторов. 

В обращении отмечается, что российские власти уже неоднократно озвучивали примерное число россиян, которые примкнули к боевикам ИГИЛ – организации, признанной Верховным судом России террористической. По информации МИД, в составе ИГИЛ на территории Ирака и Сирии воюют «значительно больше 800 россиян», пишут «Известия». По данным Совета безопасности России, их может быть более 1 тыс. человек.

«Вместе с тем в открытом доступе отсутствует информация о том, в каких регионах России вербовщики ИГ действуют активнее и успешнее всего, – указывается в обращении. – Считаю необходимым доведение данной информации как до региональных властей, так и до общественности».

По мнению Суторминой, получив информацию о завербованных в своем регионе, местные органы власти и общественные организации смогут более успешно участвовать в противодействии влиянию данной террористической организации.

Болгар занял 6-ю строчку в рейтинге 50 российских малых городов, популярных для поездок на выходные дни. Соответствующий рейтинг составил портал Travel.ru, в него вошли находящиеся на туристических маршрутах древние города России с населением до 150 тыс. человек.

Авторы рейтинга оценили стоимость этой поездки на выходные – на первом месте оказался подмосковный Зарайск (бюджет равен 2 980 рублям на двоих), за ним следуют Переславль-Залесский с бюджетом 3 тыс. рублей, третье место занял Солигалич (3 020 рублей) – небольшой старинный город в Костромской области. Поездка в Болгар, по данным портала, обойдется в 3050 рублей – в стоимость включено суточное проживание в отеле категории 2 - 3 звезды, обед в недорогом кафе и посещение главной местной достопримечательности.

«Прародителем нынешнего города был древний населенный пункт Великие Булгары – столица Волжской Булгарии, полностью разрушенная войсками Василия II Темного. С тех пор Казань стала центром региона, а Болгар остался всего лишь маленьким населенным пунктом, зато с громким прошлым», – говорится в сообщении Travel.ru.

Среди достопримечательностей отмечены Соборная мечеть, мавзолеи Восточный и Северный, Ханская усыпальница, Малый минарет и другие архитектурные памятники.

Депутаты Госдумы предложили назначить в вузах ответственных лиц по борьбе с экстремизмом, которые будут вести превентивную работу со студентами. Инициатива появилась на фоне череды резонансных побегов российских студентов в ряды организации “Исламское государство” (ИГИЛ).


Как отметил парламентарий “Известиям”, в прямые обязанности проректора по воспитательной работе должна входить профилактика вовлечения студентов в террористические организации.

Однако профилактика экстремизма не должна превратиться в «охоту на ведьм», ограничивать гражданскую активность студентов, ... .

“Пусть приглашают имамов, которые расскажут о традиционном исламе, а также раскроют сектантскую и человеконенавистническую сущность пропагандируемых исламскими фундаменталистами идей. Пусть покажут видео казней, проводимых ИГИЛ в отношении мирного населения. Романтический флер с этих головорезов при грамотном подходе слетает очень быстро. Наглядно показать студентам, к каким печальным последствиям приводит юношеская легкомысленность на примере их сверстников — это уже полдела: предупрежден — значит вооружен. Иначе что это за воспитательная работа у нас в вузах такая, если студенты в итоге оказываются завербованы террористами?”, – пояснил свою инициативу депутат Госдумы Рашкин.

Ранее руководитель Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков сообщил, что, по данным спецслужб, в настоящее время в ИГИЛ воюют около 2 тысяч россиян. По другой информации, их число близко к 5 тысячам.

ТАЛГАТ ТАДЖУДДИН ПЕРЕДАЛ ТАТАРСТАНУ СВЯЩЕННУЮ РЕЛИКВИЮ И ПРОВОЗГЛАСИЛ БОЛГАРЫ «ПЕРВОЙ СТОЛИЦЕЙ ИСЛАМА ПОСЛЕ МЕДИНЫ»

Принципиально важный шаг в сторону превращения в настоящий мощный центр паломничества мусульман сделал накануне Болгар. В ходе праздника «Изге Болгар җыены», посвященного официальному принятию ислама в 922 году, врио президента РТ Рустам Минниханов принял волос пророка Мухаммеда, который до этого хранился в Башкортостане, а отныне навечно будет храниться в Белой мечети. По словам духовных служителей, верующим Татарстана еще только предстоит осознать исторический масштаб данного события.

Волос пророка Мухаммеда передали на вечное хранение в Белую мечеть Болгар

«ПЕРВАЯ СТОЛИЦА ИСЛАМА ПОСЛЕ МЕДИНЫ»

Великим поступком назвали вчера передачу председателем Центрального духовного управления мусульман Талгатом Таджуддином волоса пророка Мухаммеда на вечное хранение в Белую мечеть Болгар. Это самое важное событие «Изге Болгар җыены», считает глава координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев. «Здесь, в Болгаре, иншаллах, будет баракат (благополучие)! Это ведь не просто какой-то волос! Еще при жизни пророк сам раздавал свои волосы и говорил: «От этого вам будет баракат». Столетиями люди это хранили, и сегодня Талгат хазрат передал волос, чтобы был баракат у всех татар, для всей России. Из-за этого поистине данное место будет святым, люди будут приходить и смотреть. Мухаммед сказал: «Кто посещает мою могилу, тому будет мое заступничество». А если человек увидел волос пророка, это как будто он его самого увидел. Валлахи, вы себе еще не представляете, какой это баракат! Надо сказать огромное спасибо муфтию Талгату Таджуддину. Я не знаю, как это он смог это сделать — отдать?! Это великий поступок! И дай Аллах, чтобы мы все вместе, мусульмане России, были едины. А когда есть единство, будет и баракат», — эмоционально выступил Бердиев.

Сам Таджуддин объяснил передачу реликвии так: «Более 700 лет на этой земле не было слышно азана, и вот теперь Аллах позволил нам увидеть святой Болгар в таком цветущем состоянии. Город Болгар — первая столица в истории ислама после Медины. Когда пророк Мухаммед отправлял сюда троих своих сподвижников, еще не было ни Каира, ни Багдада. А сейчас, даст Аллах, один волос с бороды пророка Мухаммеда (да благословит Аллах его и его семью, да приветствует!) передадим на вечное хранение в город Болгар. Если тело нашего пророка Мухаммеда похоронено в Медине, то волос от его бороды будет храниться в Болгаре».

Волос пророка находится в небольшом сосуде, напоминающим миниатюрную мечеть с водруженным на нее полумесяцем

Затем внук пророка Мухаммеда в 42-м поколении Абдурраззак Ассаиди вынес небольшой сосуд, напоминающий миниатюрную мечеть с водруженным на нее полумесяцем, внутрь которого был помещен волос пророка. Таджуддин, поцеловав сосуд, передал его врио президента РТ Рустаму Минниханову, который принял его и также поцеловал, а вслед за ним его примеру последовали все, кто был в «президиуме».

«110 лет волос хранился в Уфе, — пояснил Таджуддин, — до этого — в Стамбуле. В 1905 году муфтию Мухаммадьяру (пятый муфтий Мухаммадьяр Султанов (1837 - 1915) был назначен указом Александра III 2 января 1886 года — прим. ред.) турецкий султан, увидев, насколько крепко российские мусульмане являются приверженцами ислама, вручил этот волос бороды пророка. Слава Аллаху, мы в Уфе почувствовали баракат. Пусть он хранит благополучие и здесь, и во всей нашей стране».

 

«ЭТО МЕСТО, ГДЕ ПОХОРОНЕНЫ ТРОЕ СПОДВИЖНИКОВ МУХАММЕДА»

Отметим, что в нынешнем году праздник, собравший тысячи людей со всех регионов России и множество зарубежных гостей, впервые проводился после того, как ЮНЕСКО внесла Болгар в список всемирного наследия. К слову, на церемонии открытия зачитали приветствие директора организации в России Ирины Боковой, которая считает важнейшим для Татарстана и многих народов за его пределами исторические значение добровольного принятия ислама Волжской Булгарией в 922 году. «Это событие ежегодно привлекает значительные паломнические потоки верующих на святую землю Древнего Болгара, который воспринимается как яркий символ истории, культуры и веры», — подчеркнула Бокова.

Если же вернуться к хронологии событий, то ведущие торжественной церемонии открытия «Изге Болгар җыены» актеры камаловского театра Ильдус Ахметзянов и Фанис Зиганшин назвали Болгар «святой землей, местом, где погребен золотой век нашего народа». «Болгар — это место, где похоронены трое сподвижников пророка Мухаммеда, здесь правили 36 ханов. Здесь можно на каждом клочке земли сесть и прочитать намаз в честь наших предков», — говорили ведущие поочередно, как бы подхватывая эстафету друг у друга.

 

Первым с приветственным словом выступил Минниханов. «Бисмиллах ир-рахман ир-рахим (во имя Аллаха милостивого и милосердного — прим. ред.)! Дорогие гости праздника! — обратился он. — От имени руководства Татарстана, Государственного Совета, правительства и от себя лично приветствую вас на святой земле Болгар. У нас, у всех мусульман, сегодня есть возможность собраться здесь, чтобы почтить память своих предков, высказать друг другу наилучшие пожелания, посоветоваться, поговорить. Болгар с каждым годом становится все краше, все вы знаете, что он попал в список ЮНЕСКО, становится удобнее приехать сюда. В этом году мы начали строить здесь гостиницу и в дальнейшем планируем осуществлять здесь не менее грандиозные планы. Я хотел бы выразить благодарность нашему первому президенту Минтимеру Шариповичу Шаймиеву. Именно под его руководством здесь делаются большие дела. Всех поздравляю с большим праздником, желаю всем крепкого здоровья и надеюсь, что в будущем мы еще не раз встретимся на этой священной земле. Спасибо нашим гостям, Аллах вашу доброту не забудет. Спасибо вам!»

 

«КОГДА МУХАММЕД ОТПРАВЛЯЛ В БОЛГАР СПОДВИЖНИКОВ, НЕ БЫЛО НИ КАИРА, НИ БАГДАДА»

Минтимер Шаймиев, выступая с небольшой речью, поблагодарил всех: президента России Владимира Путина, врио президента РТ Рустама Минниханова, руководителей предприятий, предпринимателей и «простых граждан» — за участие в восстановлении памятников в Болгаре. «Сделано немало, предстоит еще больше, — сказал Шаймиев. — Здесь еще появятся новые музеи, в то же время речь идет о создании крупнейшего центра по изучению ислама. И уже от слов начали переходить к делу. Особенно хочу выделить, что в нашем сегодняшнем празднике участвуют религиозные деятели с Кавказа, а это означает, что по всей России все мусульмане объединились. Очень красивые и очень правильные слова были сказаны сегодня во время встречи религиозных деятелей с Рустамом Нургалиевичем — с помощью оружия ничего решить невозможно. Главное, мы должны поднять авторитет своей религии, а через это в наши дома, даст Аллах, придут мир, спокойствие и благополучие. Пусть Аллах ниспошлет нам это».

Шаймиев также рассказал, что утром в Белой мечети в присутствии Минниханова главами централизованных религиозных организаций РФ было подписано четырехстороннее соглашение, утверждающее Социальную доктрину мусульман России. Соглашение подписали уже упомянутые Бердиев, Таджуддин, а также председатель совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдини председатель ДУМ РТ Камиль Самигуллин.

 

Кто вправе объявлять джихад, что значит для мусульманина Родина, как следует относиться к немусульманам — на эти вопросы отвечает Социальная доктрина российского ислама, и на ее обсуждении татарстанской мусульманской общественностью в Российском исламском университете в конце мая присутствовал и «БИЗНЕС Online». Тогда рабочий проект социальной доктрины включал в себя 7 положений (с многочисленными пунктами). Первая ступенька, следующая сразу за введением, — «ислам и общественная мораль», далее по лестнице иерархий — «исламское образование», «отношение мусульман к представителям других религий и мировоззрений», «отношение ислама к крайностям и радикализму», а также к государству и политике. И, наконец, «мусульмане и экономические вопросы». Одним из главных разработчиков доктрины выступил известный исламский богослов и общественный деятель Али Вячеслав Полосин.

 

«НО МЫ ТОЖЕ БОЛЬШАЯ СИЛА!»

Возвращаясь ко вчерашним событиям в Болгаре, отметим, что по завершении торжественной церемонии открытия праздника и передачи волоса пророка Мухаммеда Минниханов встретился с участниками первого международного казанского форума молодых предпринимателей, на который съехались гости более чем из 20 мусульманских стран — Турции, Азербайджана, Бангладеш, Ирака, Ирана, Пакистана, Алжира, Малайзии и др. Организаторами форума и летнего молодежного лагеря стали минмолодежи РТ, молодежный форум ОИС и фонд «Сэлэт». Главная идея — собрать на одной площадке молодых новаторов из разных стран, авторов инновационных, социальных и бизнес-проектов и создать условия для их развития, насыщенную образовательную программу, а также условия для поиска потенциальных партнеров и даже инвесторов благодаря KazanSummit.

 

Фоторепортаж

 

Общаясь с участниками молодежного форума, Минниханов подчеркнул, что существует «много проблем, связанных с тем, что появляются некие образования, которые, прикрываясь флагом ислама, пытаются делать зло и тем самым наносят огромный ущерб всему исламскому миру». «Президент России Владимир Владимирович Путин четко определил задачу — Россия должна быть интегрирована в исламский мир. Сегодня мы приехали сюда и встречаемся с вами, потому что будущее за вами. Без предпринимательства, без эффективной экономики у нашей страны нет будущего. Я благодарю вас за активность, которую вы проявляете. Можно ведь заниматься только собой и своим бизнесом, а вы смотрите на мир шире. В России проживают 20 миллионов мусульман, это очень важный фактор. С каждым годом количество людей, проповедующих ислам, увеличивается, наверное, это кому-то не нравится. Есть некие течения, которые вредят исламу. Они подхватываются деструктивными течениями, которые не хотят развития ислама, но мы с этим согласиться не можем. Мы тоже большая сила, нас много, мы в состоянии решить любую задачу».

 

Глава Татарстана призвал мусульманскую молодежь вместе подумать, «как дальше двигаться, когда ислам хотят очернить». «Нас плохо знают, и мы должны интегрироваться в мировое сообщество, — отметил Минниханов. — Не секрет, что о России знают только по определенным каналам, которые необъективно показывают нашу страну. Якобы это страна-агрессор, которая ущемляет интересы отдельных народов. Вместе с тем ИГИЛ ведь не само по себе появилось, это же кто-то организовал. И здесь существует четкая, понятная позиция президента Российской Федерации — никаких двойных стандартов быть не может. Исламский мир раздельно существовать не может. Поэтому нам, во-первых, надо консолидироваться внутри России, должна быть четкая позиция, которую мы закрепили сегодня в подписанной доктрине. Далее, я думаю, такие же формы нужно применить в целом во всем исламском мире. Если каждый будет по отдельности, больших результатов мы не достигнем. Все будет зависеть от нас и от вас тоже. Молодежное крыло ОИС может привнести в работу группы стратегического видения много полезного. Почему мы здесь? Потому что мы хотим опираться на вас. Вы, молодежь, — самая активная часть всего этого движения. Вы представляете многие страны, у вас много друзей, знакомых. Поэтому этот лагерь очень нужен нам, и мы готовы его ежегодно проводить», — эти слова Минниханова были встречены бурными аплодисментами. А по окончании встречи главу Татарстана долго не отпускали, каждый хотел сделать с ним селфи... 


«России и исламскому миру необходимо наладить взаимодействие для улучшения ситуации в мире»,- заявил на заседании группы стратегического видения «Россия – исламский мир» генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Ийяд Мадани.

«В будущем будут большие возможности для сотрудничества между Россией и исламским миром не только в одной сфере, в одном направлении и не только с одним государством», — приводит его слова РИА «Новости».

Мадани добавил, что необходимо создавать сеть взаимоотношений между Россией и исламским миром, где будет возможность работать вместе. «Тогда мир будет улучшаться, если Россия и исламский мир смогут поднять уровень доверия, которое между нами существует, усилить взаимопонимание и стремиться находить способы для совместной работы», — отметил он.

 

Напомним, в заседании в качестве председателя группы «Россия – исламский мир» принимает участие врио президента Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Глава Сбербанка Герман Греф после годового собрания акционеров ответил на вопросы журналистов. Корреспондент «БИЗНЕС Online» спросил, планирует ли Сбербанк участвовать в реализации пилотного проекта по внедрению исламского финансирования в РФ. Законопроект об исламском банкинге внесен в Госдуму. Греф ответил, что этим вопросом в банке занимаются.

«Недавно проводили встречу с арабскими инвесторами в Татарстане. У нас в Татарстане создан международный деск для работы с турецкими и арабскими инвесторами, – рассказал президент Сбербанка. – Поэтому мы будем всячески способствовать принятию этого законопроекта. Считаю, что особенно в условиях проблемы привлечения средств на международных рынках это крайне важный инструмент».

Он добавил, что с врио президента РТ Рустамом Миннихановым несколько раз обсуждал этот вопрос. 

В середине марта в Госдуму был внесен законопроект об исламском банкинге, устраняющий препятствия для внедрения его в России. Соответствующие изменения, если документ примут, будут внесены в закон «О банках и банковской деятельности». Правительство Татарстана и российско-малайзийский консорциум в апреле подписали соглашение о разработке технико-экономического обоснования для реализации исламского банка в РТ. Он станет пилотным проектом для распространения исламских финансов на территории РФ. 

ВЫШЛА КНИГА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩАЯ 20 ЛЕТ ИСТОРИИ МУФТИЯТА РОССИИ КАК СПЛОШНУЮ СМУТУ Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени вручил председателю совета муфтиев Равилю Гайнутдину президент РФ Владимир Путин в минувший четверг. Гораздо тише в Москве прошла презентация книги скандально известного исламоведа Романа Силантьева, смысл которой ясен из названия: «Совет муфтиев России: история одной фитны». Корреспонденты «БИЗНЕС Online» выяснили у автора, чем ему не угодил муфтият, а у представителей СМР — что их не устраивает в выводах ученого. В Российском институте стратегических исследований (РИСИ) религиовед Роман Силантьев представил свою новую книгу, посвященную анализу деятельности совета муфтиев России (СМР). Это уже его 7-я работа, посвященная исламу. Первая книга на эту тему вышла еще в 2005 году и вызвала ожесточенные споры. Что не удивительно: автор не только усомнился в достоверности подсчетов численности последователей ислама в России, но и заявил о массовом переходе «этнических мусульман» в православие. Из уст действующего на тот момент сотрудника отдела внешних церковных связей московского патриархата и исполнительного секретаря межрелигиозного совета России все это прозвучало откровенно скандально. Сегодня исследователь в штате патриархии официально не состоит, однако своих научных воззрений не поменял, так же, как и резкости суждений. Как полагает сам автор, новая книга самая интересная из его творчества. На этот раз Силантьев решил проанализировать все 20 лет деятельности СМР, так как, по его словам, «сами они о себе не удосужились написать ни строки за все это время». Силантьеву тема ислама интересна еще и тем, что мало исследована. «Анализируя те события, которые никем не описывались, можно и новые документы ввести в научный оборот, облегчить работу другим исследователям. Главная задача – насытить их фактурой. Есть, конечно, и выводы, но я делаю акцент на фактуре. Возможно, кто-то, все прочитав и сопоставив, сделает другие, более удачные выводы, продолжит какие-то иные исследования», – рассуждал Силантьев в разговоре с нашим корреспондентом. Он работал над книгой около полугода, хотя идею вынашивал давно. В основу легли архивные материалы, опубликованные интервью и высказывания представителей СМР. Книга разделена на несколько частей. В первой Силантьев подробно год за годом описывает историю формирования, становления и развития совета муфтиев, во второй – анализирует его деятельность по 16 направлениям, сравнивая с другими муфтиятами, а в третьей – приводит структуру СМР. Как уже следует из названия монографии «СМР: история одной фитны» (фитна – это значит «смута», «раскол»), книга сосредоточена на критике религиозной организации и ее лидера Равиля Гайнутдина. Впрочем, сам Силантьев считает, что все написал объективно. «Есть и похвала в их адрес, не только критика. Я просто сравниваю их с другими мусульманскими организациями по 16 основным направлениям деятельности и делаю вывод, что здесь они лидеры, а здесь – аутсайдеры», – пояснил он. В частности, в книге для сравнения упоминается духовное управление мусульман Татарстана, которому Силантьев явно симпатизирует, в чем откровенно признался нашему корреспонденту. «В Татарстане муфтий себя хорошо проявляет. Камиль Самигуллин, Татарстану с ним повезло, укрепляется традиционный ислам. Сейчас в республике при тех проблемах, которые сохранились, все-таки во главе муфтията стоят адекватные люди. А это дает надежду на то, что все будет развиваться положительно», – заявил автор. Силантьев выдвигает в адрес совета муфтиев России серьезные обвинения. Первая его претензия связана с богословской деятельностью, автор не удовлетворен тем, сколько СМР выпустил фетв (в исламе – решения религиозных лидеров), тогда как другие мусульманские организации, по его мнению, издают их регулярно. Второй больной вопрос – строительство мечетей. «Ни одна мусульманская организации и вообще религиозная в России так эту тему не скандализировала. Строительство в Москве Соборной мечети – это самое эпичное строительство культового здания за всю новейшую историю. Вот уже 11 лет скоро будет. Можно было бы построить небольшой город за эти деньги. При этом это первая мечеть, которую СМР построит в Москве за 20 лет своей истории», – возмущен Силантьев. Еще один его упрек: СМР не способствовал укреплению мусульманского сообщества, предавая внутримусульманские проблемы огласке, и в итоге привел к падению авторитета мусульманского духовенства. «Исламофобии стало гораздо больше, – сделал Силантьев очередной вывод. – У нас три основных фактора исламофобии: террористы, незаконнопослушные мигранты и представители СМР». Отсюда вытекает следующая претензия автора монографии – борьба с экстремизмом и терроризмом, а вернее ее отсутствие. «Более 20 представителей этой организации (СМР – прим. ред.) были привлечены к ответственности за экстремизм, незаконное хранение оружия и наркотиков. Целый ряд имамов были в международном розыске», – обвиняет Силантьев. С Гайнутдином, на которого ученый в основном и обрушивается с критикой, он знаком лично. «Сейчас, конечно, реже общаемся. Тем не менее он не худший муфтий, – добавил автор. – Я просто анализирую его действия и высказывания. А если человек постоянно себе противоречит, об этом следует написать». Силантьев ожидает, что после этой книги СМР в очередной раз будет просить правоохранительные органы возбудить против него дело, но уверен, что ничего не выйдет. «Думаю, в этот раз им откажут ввиду отсутствия состава преступления. То, что я цитирую их критические античеченские статьи, с точки зрения закона не позволяет меня привлечь к уголовной ответственности, зато их позволяет», – воинственно настроен он. Свою книгу Силантьев адресовал широкому кругу специалистов, не только мусульманам, но и православным, журналистам, а также правоохранительным органам. Своему главному герою – руководству СМР – Силантьев предложил написать свою версию 20-летней истории. Своя версия у совета муфтиев, впрочем, уже имеется. Вкратце она сводится к тому, что именно такие, как Силантьев, вредят межрелигиозному миру, пытаются внести раскол не только в ряды верующих, но и, главное, между российскими мусульманами в лице СМР и властью. При этом нельзя сказать, что в совете муфтиев вовсе не замечают деятельности своего самого яркого и влиятельного оппонента. Как раз наоборот. На официальном сайте СМР ссылкам на новости, связанным с Силантьевым и его работами, отведено аж несколько страниц. Не поскупилась на эпитеты и глава пресс-службы совета муфтиев России Гульнур Газиева, прокомментировавшая по просьбе «БИЗНЕС Online» выход новой книги. Она напомнила, что в конце октября прошлого года минюст перерегистрировал ДУМ, возглавляемое Гайнутдином, в которое с тех пор официально входят не только мусульманские организации европейской части России, но и всей страны. Теперь это духовное управление мусульман Российской Федерации, что рассматривается соратниками шейха Гайнутдина как важный шаг на пути объединения российских мусульман. ДУМ РФ, по их мнению, – это своеобразная вертикаль, которая не столько управляет, сколько координирует деятельность региональных мусульманских общин. «Одним из основных направлений своей деятельности мы считаем выстраивание диалога между представителями всех религий, – заверила Газиева. – Мы очень конструктивно работаем в том числе и с русской православной церковью. У нас общие цели и задачи по возрождению духовности, воспитанию нравственности, пропаганде семейных ценностей. Что касается каких-то отдельных негативных моментов, которые голословно выдергивает господин Силантьев, то по этому поводу можно сказать следующее: тираж его новой книги где-то в тысячу экземпляров – это вполне достойный результат его 7-летней работы. На что направлены такие исследования кроме деструктивизма и того, чтобы внести раскол?» Представитель СМР призвала спокойнее относится к нападкам. По ее мнению, власть, к которой собственно и апеллирует Силантьев, указывая на «грехи» совета муфтиев, дала положительную оценку деятельности Гайнутдина и возглавляемой им организации. Основания для уверенности в своих силах у совета муфтиев имеются веские. В этот четверг Владимир Путин вручил в Кремле орден «За заслуги перед Отечеством» III степени Гайнутдину. Газиева отвергает и обвинения в адрес СМР в низкопоклонстве перед зарубежными исламскими авторитетами. По ее словам, большими усилиями за несколько лет выстроена российская система исламского образования, которая готовит сегодня собственных проповедников. «Обвинения некоторых из них в радикальных высказываниях, которые выдвигает Силантьев, – это отдельные случаи, не влияющие на общую тенденцию укрепления традиционного ислама, – подчеркнула представитель СМР. – В целом же, что касается активности Силантьева, то, как сказало наше руководство, «собака лает, караван идет». «ЭТИ КНИГИ ПИСАТЬ НЕБЕЗОПАСНО» Кстати, на презентации книги оппоненты автора отсутствовали. Хотя сам Силантьев обещал нашему корреспонденту появление на встрече представителей мусульманского духовенства, однако никто так и не пришел. В итоге дискуссии не получилось: все последовательно хвалили виновника торжества. Зато на презентации были путь и отставные, но все же представители власти. Так, президент информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, который 9 лет курировал вопросы ислама в администрации президента РФ, поблагодарил автора за то, что тот обратил внимание читателей на «приличные грехи» СМР. «Эта книга очень важна, потому что многие нынешние ответственные чиновники очень поверхностно оценивают СМР и Равиля Гайнутдина. Только специалисты знают всю подноготную, теперь это будет доступно широкому кругу читателей, – рассуждал он. – Из-за этого незнания многие чиновники верят пиар-пузырю в виде СМР и искренне считают Равиля Гайнутдина духовным лидером российских мусульман. Хотя по-настоящему, на мой взгляд, духовным лидером европейской части является, безусловно, Талгат Таджуддин. И вообще, он наставник всех действующих татарских муфтиев». Гришин пришел к выводу, что монография просто незаменимое подспорье в работе чиновников. Член бюро всемирного русского народного собора, историк, профессор МГУ Сергей Переверзенцев тоже хвалил Силантьева за профессионализм. «Роман Анатольевич к стыду, мне кажется, историков ислама из исламской среды занимается тем, чем должны заниматься они», – говорил он. Переверзенцев подчеркнул, что Силантьев не критикует саму религию, а лишь конкретную организацию, которая претендует на главенствующую роль в российском исламе. Силантьев в ответ заметил, что он не единственный, кто изучает ислам, однако для себя выбирает то, что наименее исследовано. «Я стараюсь работать там, где других желающих нет. Я догадываюсь почему. Эти книги писать во многом небезопасно. Или тебе придется врать, или придется стать объектом нападок», – подытожил он.

Страниц: << < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 > >>
 
 
© 2017 All right reserved www.rdumul.ru 0.03 : 5 : 0 | : 0.00